Закон о борьбе с фальсификацией одометра

Если бы потребитель России купил подделку картины по цене оригинала – вне сомнения это вызвало бы возмущение и поход в полицию. В большинстве случаев, то же самое бы произошло при покупке чего либо другого в России, что не соответствует своему описанию. Однако, по совершенно непонятной причине, автомобили со скрученным одометром, что, по умолчанию является совершенно очевидным мошенничеством, являются в России делом житейским, не вызывающим не у кого возмущения. Не у потребителей, не у органов контроля!

Итак, активно использовавшиеся и изношенные автомобили продаются по ценам, значительно превышающим их реальную стоимость, то есть наносят огромный урон потребителям России. Но ещё хуже то, что такие автомобили часто ломаются и, как правило, не соответствуют экологическим нормам. Фальсификация показаний одометра негативно сказывается на безопасности участников дорожного движения, и, с другой стороны, на окружающей среде.

Само по себе скручивание одометра напрямую не влияет на безопасность автомобиля, однако машины с большим пробегом требуют дополнительного технического обслуживания и, зачастую, замены деталей. Если владелец находится в заблуждении относительно реального состояния своего автомобиля, он подвергает риску себя и других участников дорожного движения.

• Скручивание одометров наносит очевидный экономический урон потребителям.
• Скручивание одометров негативно влияет на экологическую ситуацию.
• Скручивание одометров вредит безопасности дорожного движения.

Давайте попробуем разобраться – столь ли существенно скручивание одометра влияет на стоимость автомобиля. На слайде ниже показано, что стоимость одного и того же автомобиля с разным пробегом может значительно различаться!

А насколько ситуация с фальсифицированным одометром распространена? Только по подтверждённым данным Авито (когда автомобиль повторно выставлялся на продажу с уменьшенным значением одометра), доля таких автомобилей в автопарке России – около 20%, реальная доля автомобилей со скрученным одометром, по оценкам экспертов, более 35%.

Давайте оценим ежегодный финансовый ущерб в масштабах всей России. В прошлом году в России было продано около 7 миллионов автомобилей с пробегом. Если предположить, что ущерб от фальсифицированного одометра [как минимум] 250.000 рублей, то общий ежегодный ущерб потребителям и компаниям России – более 600 миллиардов рублей.

Помимо того, что фальсификация одометра несёт ежегодный урон в сотни миллиардов рублей, она имеет прямое влияние на безопасность движения. Если человек покупает и обслуживает машину, думая, что на ней 50.000 километров, в то время когда на машине 150.000 километров – влияние на безопасность очевидно!

В прошлом году в России произошло более 100.000 ДТП, в них получили ранения около 150.000 человек и около 15.000 погибли. Точно определить какая доля ДТП происходит из-за недостаточного технического обслуживания, вызванного неосведомлённостью водителя о необходимости замены агрегата в силу в реальности бо́льшего пробега, сложно. Однако даже если представить, что на эту долю выпал всего один процент от всех ДТП, Закон о борьбе с фальсификацией показаний одометра потенциально может спасти жизнь 150 и здоровье 1500 гражданам России в год.

Становится совершенно очевидно, что фальсификация одометра наносит огромный ущерб потребителям России. Давайте сравним этот аспект авторынка с ситуацией в США, и как там борются с этой проблемой.

Скручивание пробега является одной и самых популярных уловок, к которым прибегают нечестные продавцы с целью подороже реализовать автомобиль. Эта проблема актуальна для любой страны, где продают и покупают автомобили. Нет необходимости опять говорить, что скручивание пробега классифицируется как мошенничество, наносящее прямой урон потребителям и ставящее под угрозу безопасность эксплуатации автомобиля.

В США скручивание одометра является уголовным преступлением.

В соответствии с §32703 USC (United States Code, федеральное законодательство США), преступлением считается:

• реклама покупки, использования или установки устройства, позволяющего одометру ТС регистрировать пробег, отличный от фактического пробега ТС, без разрешения изготовителя одометра;
• отключение, сброс или изменение показаний одометра ТС с целью обмана при продаже ТС;
• эксплуатация ТС с отключённым или неисправным одометром;
• сговор с целью нарушения вышеуказанных положений.

Мошенники, которые занимаются скручиванием одометров, как правило, также подделывают документы, содержащие информацию о пробеге транспортного средства. Предоставление заведомо ложных сведений о пробеге транспортного средства в соответствии с федеральным законом является отдельным правонарушением.

Например, владение поддельным ПТС или его изготовление является нарушением §513 USC. Транспортировка такого ПТС за границу или на территорию другого штата карается в соответствии с §2314 USC. Участие в заговоре с целью изменения показаний одометра и фальсификации документов, содержащих сведения о пробеге транспортного средства, нарушает §32703 USC.

Гражданско-правовая ответственность за мошеннические действия с одометром

Мошеннические действия с одометром, как правило, караются штрафом в размере до 10.000$, причём каждый скрученный прибор расценивается как отдельное правонарушение. За умышленное участие в заговоре с целью изменения показаний одометра предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет.

Потребителям в США, при покупке автомобиля с пробегом, рекомендуется внимательно исследовать его на предмет фальсификации одометра. Ниже показан перевод рекомендации Национального управления по обеспечению безопасности дорожного движения (NHTSA).

Возникает логичный вопрос – как владелец автомобиля может отвечать за одометр, который был скручен до того, как он/она купил этот автомобиль. Очень просто! Каждый раз, когда автомобиль меняет владельца, в США требуется заполнение Федеральной формы “Заявление о показаниях одометра”. Ниже показан перевод этой формы.

Помимо Федеральных законов о борьбе с фальсификацией одометра, в каждом штате существуют свои, дополнительные законы. Ниже показан перевод подобного закона в штате Пенсильвания.

Теперь, давайте посмотрим, как в США оценивается урон для потребителей от продаж автомобилей со скрученным одометром, и какие действия принимают органы власти по этому поводу.

В России не существует специальных законов, направленных на борьбу с фальсификацией показаний одометра. Законодательство РФ, конечно, предусматривает наказание за мошенничество, однако судебные дела, связанные с мошенническими действиями с одометром, крайне редки.

Более того, скручивание одометров в нашей стране имеет массовый характер — и, по существу, воспринимается как норма (в качестве эксперимента автор ввёл в поисковой строке Яндекса запрос «скрутить одометр Москва» — бесчисленные мастера обещают сделать это оперативно с выездом на дом, стоят звёздные рейтинги провайдеров этой услуги и отзывы счастливых клиентов. Это же абсурд!

Создание в России передовых законов об одометре, несомненно, уменьшит финансовые потери потребителей, окажет благотворное влияние на безопасность российских дорог, а также улучшит экологическую ситуацию в нашей стране.

При этом самым загадочным вопросом является – КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА О БОРЬБЕ С ФАЛЬСИФИКАЦИЕЙ ОДОМЕТРА?

Автор: Сергей Наумовский

Вконтакте

Linkedin

Короче, дилер, поделись новостью
О нас
Режим работы
Copyright © ООО «Короче, дилер» 2025