Скандалы в автобизнесе США

В анналах автобизнеса США, наряду с безусловными достижениями, были и позорные скандалы. Многие их них, например афера Volkswagen с фальсификаций уровня выброса вредных газов, получившая прозвище Дизельгейт или массивный отзыв подушек безопасности компании Takata, широко известны. Но были и другие, о которых в России мало кто знает. В этой статье мы сможем узнать о трёх подобных любопытных, но малоизвестных историй.

Итак, ниже, в произвольном порядке, описаны скандалы из истории автобизнеса США.

“Pinto Memo” — Записка Pinto

Представленный в ‘71 году, Ford Pinto был разработан, чтобы конкурировать с растущим потоком импорта, который стал доминировать на рынке массового сегмента. Какое-то время автомобиль пользовался большим успехом: в первый год его продаж было реализовано более 325.000 автомобилей. Но у Pinto был роковой недостаток, и Ford знал об этом все время. При заднем столкновении горловина топливного бака могла отделиться и проколоть топливный бак, распыляя топливо в пассажирский салон и воспламеняясь. Как выяснилось в ’77 году, Ford знал о дефекте еще до того, как автомобиль поступил в производство, но решил, что его будет слишком дорого исправить — стоимость безопасного обновления топливной системы добавила бы 11 долларов к стоимости каждой машины. Что еще хуже, в средства массовой информации просочилась тревожная записка ‘73 года, в которой указывалось (по оценкам бухгалтеров Ford), сколько смертей и травм ожидать в год [по всем автомобилям Ford] с этим дефектом против суммы потенциальных расходов по судебным процессам. По итогам меморандума, было принято решение, что для Ford смерти и травмы дешевле, чем тратить деньги на решение проблемы. К ‘78 году общественный резонанс от скандала стал настолько сильным, что Форд неохотно отозвал 1,5 миллиона Pinto (и идентичного Mercury Bobcat) и сделал модификации топливной системы. В результате преступной небрежности Ford, от пожаров погибло около 900 человек. Доказав ошибочность своих аналитиков по затратам, Ford в конечном итоге заплатил сотни миллионов долларов по гражданским искам, что оказало влияние на финансовую стабильность компании вплоть до ‘80-х годов. Чтобы быть справедливым к Ford, стоит отметить, что многие американские автомобили тех лет имели подобную проблему безопасности бензобака. Использовалась ли у них такая-же гуманная логика или нет – вероятно мы уже никогда не узнаем. Но попался c гротескной математикой именно Ford. На слайде ниже содержание “записки Pinto” и дословный перевод на Русский язык

Audi непреднамеренное ускорение

Любопытная, но малоизвестная в России история произошла в ’80х годах с Audi. 23 ноября ’86 года в эфир вышла телепередача CBS 60 minutes под названием “Вне контроля”. В ней были показаны интервью с людьми, которые подали в суд на Audi после непреднамеренного ускорения, в том числе кадры Audi 5000, якобы демонстрирующие разгон, в то время как была нажата педаль тормоза. Одним из этих людей, в истории “60 минут” снялась мать, которая переехала своего шестилетнего сына. В эфире она настаивала на том, что она все время держала ногу на тормозе. Когда в июне 1988 года ее иск в размере 48 миллионов долларов против Audi был передан в суд, следователь полиции и свидетели показали, что после аварии она призналась, что её нога соскользнула с тормоза. Жюри не обнаружило дефектов в машине. Последующее расследование показало, что CBS 60 minutes фактически спроектировали поведение автомобиля — установив баллон со сжатым воздухом на полу со стороны пассажира, чтобы перекачивать жидкость через шланг в отверстие, просверленное в трансмиссии — устройство, созданное одним из «экспертов», которые давали показания от имени истца в судебном процессе против Audi. Впоследствии Национальное управление безопасности дорог (NHTSA) пришло к выводу, что большинство случаев непреднамеренного ускорения, включая все те, которые вызвали отчет CBS 60 minutes, были вызваны ошибкой водителя, такой как путаница педалей. Но как это всё отразилось на Audi? Продажи Audi в США, которые достигли 74.061 в ’85 году, упали до 12.283 в ’91 году и не вернулись к прежнему уровню продаж в США до 2000 года. В ‘87 году около 7.500 владельцев моделей Audi 5000, подали иск в суд, что перепродажная стоимость их автомобилей упала из-за скандала. А что сказала по этому поводу телепередача CBS? Они не согласились с результатами расследования NHTSA… В 2002 году “60 минут” заняла шестое место в списке “50 величайших телепрограмм всех времён” по мнению TV Guide, а в 2013 году 24-е место в списке “60 лучших сериалов за все время”. “Нью-Йорк Таймс” назвал CBS 60 minutes “одним из самых уважаемых новостных журналов на американском телевидение”.

Большой американский трамвайный скандал

Многие смотрели отличный фильм “Кто подставил кролика Роджера”. Но не все знают, что в основу этого фильма легла нетривиальная история. В этой истории не было сексуальной Джессики Рэбит и кролика Роджера, который её смешил. Но там было много другого, не менее забавного. Итак… В наше дни, только в нескольких городах США сохранились трамваи, несмотря на то, что в конце IXX, начале XX века, бо́льшая часть городских транспортных систем была основана именно на трамваях. К двадцатым годам прошлого века, система трамвайных франшиз и налогов устарела, и привела к тому, что многие трамвайные транспортные компании стали убыточными. В 1936 году, компания National City Lines, которая была основана в 1920 году как небольшая автобусная компания, была реорганизована “с целью скупки контрольных пакетов акций компаний, занимающихся городскими перевозками”. Акционерами являлись – General Motors (автопроизводитель), Mack Trucks (производитель автобусов), Firestone Tire (производитель покрышек) и Standard Oil of California (нефтегазовая компания). Вероятно, особой любви к трамваям никто из новых акционеров не испытывал. Компания National City Lines поглотила многие трамвайные компании, но вместо того, чтобы их восстанавливать к доходности, начала выкорчёвывать рельсы, утилизировать сами трамваи и заменять их автобусами (по совпадению на резиновых покрышках и заправляющихся бензином). Это добило и без того финансово ослабленную систему трамваев в США и привело к её фактической гибели. Но и далее эта история менее любопытной не стала. В 1947 году девять корпораций и семь физических лиц были обвинены в Федеральном окружном суде Калифорнии в “заговоре с целью создания монополии” и “заговоре с целью монополизации продаж автобусов и поставок компаниям, принадлежащим National City Lines”. В 1949 году General Motors, Mack Trucks, Firestone Tire и Standard Oil of California, были оправданы в заговоре с целью создания монополии, но были осуждены за заговор с целью монополизации продажи автобусов и сопутствующих товаров. Приговор был оставлен в силе в апелляционном порядке в 1951 году. General Motors был оштрафован на 5.000 (пять тысяч) долларов, а казначей GM — H.C. Гроссман был оштрафован аж на целый 1 (ОДИН!) доллар.

Автор: Сергей Наумовский

Вконтакте

Linkedin

Короче, дилер, поделись новостью
О нас
Режим работы
Copyright © ООО «Короче, дилер» 2024