Авторынок России относительно молодой, ему около 30 лет. В течение долгого времени автопроизводителям и автодилерам удавалось оставаться финансово успешными без использования лучших мировых практик автоиндустрии.
Этот финансовый успех не позволил сформировать ключевые аспекты законодательства, регулирующие взаимоотношения между основными участниками рынка – автопроизводителями, автодилерами, и потребителями.
И когда на авторынке России резко выросла конкуренция, и, особенно в последние несколько лет кризиса, эти пробелы начали резко выделяться.
В России практически отсутствуют рамочные законы определяющие отношения между автопроизводителями и дилерами. Результатом являются многочисленные нарушения, как-то непрозрачное распределение дилерских локаций (коррупция!), недостаточные склады запчастей, отсутствие качественных руководств и программ обучения. Законы, которые существуют, иногда настолько противоречивы, что только усугубляют ситуацию.
Например, в то время, как нет требований к автопроизводителям по обеспечению запчастями в определённые сроки, законы о защите прав потребителей позволяют потребителям предъявлять много-миллионные судебные иски за несвоевременное выполнение гарантийных обязательств. Пользуясь противоречивостью законов, выросла настоящая индустрия юристов, отсуживающих огромные суммы, по необоснованным искам. По сути мошенничество.
Но даже, если откинуть потери дилеров, на самом деле, наиболее уязвимыми жертвами незрелого законодательства в сфере автобизнеса являются потребители. Например – в 2021 году в России было около 60 автомобильных брендов, из которых 45 ушли в 2022 году. Мы все помним, как потребители страдали и продолжают страдать от сложностей с запчастями и получением гарантийного обслуживания. На первый взгляд, эта проблема, на текущий момент, решена – более половины авторынка это дружественные китайские бренды.
Однако, мало кто осознаёт, что множество китайских брендов банально теряют деньги в России. Простая математика: в США, на рынке объёмом 15 миллионов новых автомобилей присутствует 45 брендов, в России, на рынке объёмом полтора миллиона новых автомобилей, присутствует около 60 официальных, полуофициальных и неофициальных китайских брендов. Другими словами, продажи среднего китайского бренда в России, в 13 раз меньше, чем среднего автомобильного бренда в США.
Вопрос не в том, уйдут ли какие-то из этих брендов из России, вопрос – только в том, как скоро они уйдут. И мы опять наступим на те же самые грабли. Потребители России опять будут испытывать сложности с запчастями и обслуживанием.
На передовых авторынках это невозможно, так как там существуют рамочные законы, определяющие требования к автопроизводителю, если он хочет выйти на этот рынок. Эти законы защищают локальный бизнес, в том числе дилеров, но, в первую очередь, потребителей!
И это только один из важных законов. В России отсутствует необходимость лицензирования автодилеров. Вы бы пошли лечиться к врачу без лицензии? Вряд ли! Однако в России позволяется обслуживать и продавать автомобили кому угодно, включая физических лиц, практически без какой либо предварительной подготовки и обязательств. Это нередко приводит к некачественной технической проверке (то есть к снижению безопасности на дорогах) и недоборам налогов.
Помимо этого, отсутствие законов о лицензировании автодилеров приводит к нечестной конкуренции.
Настоящие автодилеры, имеющие многомиллионные инвестиции в здания, оборудование и обучение сотрудников, вынуждены конкурировать с физическими лицами, которые, по сути, не несут практически никакой ответственности. Всё это вместе снижает доверие потребителей к автоиндустрии в целом.
В США лицензирование автодилеров требуется практически во всех штатах. Причём лицензии есть разные – для франчайзинговых дилеров новых автомобилей, для независимых дилеров автомобилей с пробегом и для оптовых дилеров (перекупов).
В России нет законов о борьбе с фальсификацией одометра. Вы может ввести в поисковик “Скрутить одометр Москва” и вам выскочат сотни предложений, с выездом на дом, со звёздными рейтингами и отзывами счастливых клиентов!
Помимо того, что фальсификация одометра несёт ежегодный урон в СОТНИ МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ потребителям, она имеет прямое влияние на безопасность движения. Если человек покупает и обслуживает машину, думая, что на ней 50000 километров, в то время когда на машине 150000 километров – влияние на безопасность очевидно!
В прошлом году в России произошло более 100.000 ДТП, в них получили ранения около 150.000 человек и около 15.000 погибли. Точно определить какая доля ДТП происходит из-за недостаточного технического обслуживания, вызванного неосведомлённостью водителя о необходимости замены агрегата в силу в реальности большего пробега, сложно. Однако даже если представить, что на эту долю выпал всего один процент от всех ДТП, Закон о борьбе с фальсификацией показаний одометра потенциально может спасти жизнь 150 и здоровье 1500 гражданам России в год. Самое парадоксальное в данной ситуации – это какие могут быть возражения ПРОТИВ принятия этого закона?
И список несовершенного законодательства можно продолжать.
Что же имеет смысл сделать, чтобы вывести автоиндустрию России на передний рубеж?
В России множество талантливых людей и замечательных компаний. Но, пока мы будем строить замки на песке, без фундамента, реального прогресса не будет. Мы не выйдем на передний рубеж автоиндустрии, а будем наступать и наступать на одни и те же грабли. При этом винить в своих проблемах то ушедшие западные бренды, то пришедшие китайские бренды, вместо того, чтобы признать и, раз и навсегда, решить проблему, заложив надёжный фундамент для роста автоиндустрии.
Самый эффективный путь к созданию совершенного законодательства – это взять успешное и работающее законодательство передовых авторынков и привести его к Российским реалиям. Около двух лет назад, автор этой статьи, Сергей Наумовский, при поддержке Ассоциации РОАД, опубликовал книгу “Трансформация авторитейла России. Потенциал. Законодательство. Операционные практики. Стратегические возможности.” В этой книге подробно рассказано о различных аспектах критически важного законодательства, и как оно может быть смоделировано в России. Книга доступна от Издательства “Короче, дилер”.