Обзор авторынка России 2024

23 января Ассоциация РОАД провела ежегодную пресс-конференцию в РИА-Новости. Был представлен обзор авторынка России за 2024 год, обозначена значимость дилерского сообщества и самой Ассоциации РОАД, разобраны плюсы и минусы Китайского автопрома и показаны некоторые инициативы Ассоциации. Пресс-конференцию провёл Президент Ассоциации РОАД Алесей Геннадьевич Подщеколдин. Полное видео пресс-конференции вы можете посмотреть по ссылке. По результатам пресс-конференции мы сделаем несколько публикаций. Текущая публикация посвящена обзору авторынка России за 2024 год.

Прежде всего, хотим поблагодарить информационных партнёров Ассоциации за предоставленную информацию, анализ которой позволяет нам информировать автосообщество о состоянии рынка.

Итак, какие общие тренды наблюдались на авторынке России в 2024 году?

На слайде ниже показаны продажи новых автомобилей и автомобилей с пробегом за последние 13 лет. В то время как общие продажи относительно стабильны (за исключением 2022 года), видно, что доля продаж новых автомобилей, среди всех продаж, упала с 35% в 2012 году до 20% в 2024 году. Разумеется, это обусловлено тем, что потребители не могут позволить себе новые автомобили. Более подробно мы поговорим об этом позже. Продажи, в целом, выросли на 3.6%, по сравнению с 2023 годом.

Финансовая ёмкость рынка, за тот же период времени, стабильно росла. В рублёвом эквиваленте, финансовый объём рынка вырос на 18.4%.

Однако, если сравнить рост рынка в долларовом эквиваленте, то он увеличился немного меньше – на 16.8%.

Разберём рынок более подробно – начнём с новых автомобилей.

В целом, рынок новых автомобилей вырос на 51%, по сравнению с 2023 годом. При этом, доля Китайских брендов выросла с 45% до 53%, доля Российско-Китайских брендов с 2; до 4%, а доля чисто Российских брендов упала с 38% до 36%. Значительно снизилась доля брендов недружественных стран, то есть брендов, ушедших из России, с 15% до 7%. Значительная доля этих автомобилей – это премиальные бренды, на которые сохранился спрос и которые завозятся по каналам параллельного импорта.

Ниже показаны топ 60 брендов – лидеров продаж. Отметим, что всего пять брендов вышли на объём более 100.000 единиц.

Ниже показана помесячная динамика продаж новых пассажирских автомобилей и LCV. Показательно, что именно в ноябре, вместе с резким поднятием ключевой ставки, продажи резко упали на 28%.

На слайде ниже показана динамика продаж автомобилей Китайских брендов за последние 12 лет. Продажи выросли на 8% в 2022 году, по сравнению с 2021 годом, на 341% в 2023 году, по сравнению с 2022 годом и ещё на 76% в 2024 году, по сравнению с 2023 годом.

В России, на текущий момент, представлено около 65 Китайских брендов. Хорошо это или плохо мы поговорим одной из наших следующих публикаций, а пока отметим, что только 4 Китайских бренда, на данный момент перешли черту в 100.000 единиц продаж.

Количество дилерских центров китайских брендов в России за год выросло примерно на 650единиц – на предыдущей пресс-конференции РОАД, мы показывали их общее количество как 2100, сейчас их около 2750.

Нельзя не упомянуть электромобили.

Продажи электромобилей в 2024 году выросли на 26%. При этом их доля в общих продажах остаётся низкой – ниже 2.5%.

Стоит отметить, что, рассмотрев помесячную динамику продаж электромобилей, с мая месяца продаж электромобилей упали, и стабилизировались на уровне около 1.200 единиц в месяц.

Давайте теперь рассмотрим цены на новые автомобили.

Средняя цена на новый автомобиль в 2024 году выросла до 3.350.000 рублей, что на 46% выше, чем в 2022 году и на 14% выше, чем в 2023 году.

Из-за роста цен сокращается сегмент доступных новых автомобилей до 2 миллионов рублей.

Ниже показано, как средний рост зарплат не может угнаться за ростом цен на автомобили. Если 10 лет назад для покупки нового автомобиля требовалось 30 зарплат, то в 2024 году требуется уже 41 зарплата.

Ещё один фактором, снижающим доступность автомобилей, является повышение кредитной ставки. На слайде ниже показано удельное влияние повышения кредитной ставки, скорректированное на рост средней зарплаты. За счёт повышения стоимости финансирования, кредитная нагрузка на автомобили, купленные в кредит, поднялась в 2024 году на 30%, по сравнению с 2023 годом.

Теперь поговорим о рынке автомобилей с пробегом.

В 2024 году рынок автомобилей с пробегом, в целом, сохранил динамику 2023 году, показав общее небольшое падение на 4% с рекордного уровня предыдущего года.

Лидером продаж автомобилей с пробегом, по прежнему остаётся Лада, после которой идут автомобили ушедших брендов. Китайские бренды ещё не продали достаточно новых автомобилей, чтобы иметь высокие позиции на рынке автомобилей с пробегом.

Помесячная динамика продаж автомобилей с пробегом, как и новых, показывает резкое падение на 12% в ноябре, в связи с повышением кредитной ставки.

В 2024 году Ассоциация РОАД создала отделение тяжёлых грузовиков (HCV), и мы первый раз сделаем обзор авторынка автомобилей средней и большой грузоподъёмности.

Рынок тяжёлой техники в 2024 году показал падение на 12.5%, по сравнению с 2023 годом.

Лидером продаж HCV остаётся КаМАЗ, но следующие четыре позиции уже занимают Китайские бренды.

Помесячная динамика продаж HCV показывает ещё более резкое падение продаж в Ноябре – на 31%. Тяжёлая техника используется коммерчески, и в ещё более значительной степени, подвержена влиянию кредитной ставки на стоимость кредитования или лизинга.

Мы также сделали обзор рынка HCV с пробегом.

Рынок тяжёлых грузовиков с пробегом показал падение на 6% в 2024 году по сравнению с 2023 годом. Доля Российских брендов сократилась на 4%, на столько же выросла доля Китайских брендов.

Среди HCV с пробегом, с большим отрывом, лидирует КаМАЗ.

В 2024 году резко выросло количество дилерских центров тяжёлых грузовиков. При этом необходимо отметить, что в это количество входят все офисы и локации, на которых существует официальный договор с автопроизводителем. Мы предполагаем, что дилерских центров, в традиционном смысле этого слова, всё таки меньше.

Средняя стоимость нового HCV выросла в 2024 на 22% по отношению к 2022 году и на 13% по отношению к 2023 году, достигнув 10.500.000 рублей.

Средняя стоимость HCV с пробегом выросла в 2024 на 72% по отношению к 2022 году и на 54% по отношению к 2023 году, достигнув 5.700.000 рублей.

Ассоциация РОАД дала прогнозы продаж на 2025 год. По версии РОАД, базовый сценарий продаж новых легковых автомобилей и LCV составит 1.450.000 единиц (падение около 15%), пессимистический сценарий – 1.300.000 единиц (падение около 25%).

По версии РОАД, базовый сценарий продаж легковых автомобилей и LCV с пробегом составит 6.500.000 единиц (падение около 5%), пессимистический сценарий – 6.000.000 единиц (падение около 15%).

По версии РОАД, базовый сценарий продаж новых тяжёлых автомобилей (HCV) составит 105.000 единиц (падение около 20%), пессимистический сценарий – 90.000 единиц (падение около 30%).

По версии РОАД, базовый сценарий продаж тяжёлых автомобилей (HCV) с пробегом составит 300.000 единиц (сохранит уровень 2023 года) пессимистический сценарий – 260.000 единиц (падение около 15%).

Актуальный вопрос – что будет с ценами на автомобили. РОАД отдельно разобрал эту тему.

На авторынке России существуют три основных фактора, негативно влияющих на цены автомобилей. Назовём их “Чёрные лебеди авторынка России”.

Существует мнение, что цены на новые автомобили поднимают автодилеры. Иногда можно прочитать броские заголовки “Когда же дилеры опустят цены?”. Это мнение ошибочно! Доля маржи дилеров в цене автомобиля крайне низкая. На слайде ниже показаны составляющие компоненты цены автомобиля. Около 40% — это государственные сборы. На маржу дилеров приходится, в среднем, всего 5%.

Самым большим компонентом государственных сборов является – утильсбор. И, согласно опубликованному плану. Это сбор продолжит расти, достигнув к 2030 году более миллиона рублей.

Вторым “Чёрным лебедем” является курс рубля, по отношению к доллару. На слайде ниже показаны тренды разных валют по отношению к доллару. Рубль – крайне нестабилен. За 10 лет он вырос, по отношению к доллару, на 191%, в то время, как остальные валюты выросли от 18% до 35%.

И третий “Чёрный лебедь” – это кредитная ставка. Опять таки, сделав сравнение динамики кредитной ставки рубля и других валют, мы видим значительную нестабильность.

Напрашивается логичный вопрос – как жить автобизнесу в таких условиях?

Учитывая факторы выше, Ассоциация РОАД прогнозирует рост цен на новые пассажирские автомобили и LCV в 2025 году на 10-15% до 3.850.000 рублей.

Автор: Сергей Наумовский

Вконтакте

Linkedin

Короче, дилер, поделись новостью
О нас
Режим работы
Copyright © ООО «Короче, дилер» 2025