Инициатива Ассоциации РОАД по онлайн продажам автомобилей

Недавняя инициатива Ассоциации “Автомобильные Дилеры России” (РОАД) внести коррекции в проект Распоряжения Правительства РФ об утверждении «Национального плана (дорожной карты) развития конкуренции в Российской Федерации на 2026 — 2030 годы» вызвала значительный резонанс. Текущая статья предлагает комментарии к ситуации.

Речь идёт о Пункте 51 таблицы, раздела III «Мероприятия Национального плана», которая предполагает довести уровень онлайн-продаж автомобилей автопроизводителями/дистрибуторами до 5% от всего объёма.

Прежде всего обсудим, что такое онлайн продажи и почему это столь важно. Запросы потребителей сильно изменились на базе опыта в других товарных категориях. Компании (в том числе автодилеры и автопроизводители) соревнуются с лучшим клиентским опытом в мировой истории. Целевые ориентиры – компании, предоставляющие потребителям исключительный клиентский опыт.

Как могут выглядеть онлайн продажи автомобилей схематично показано на слайде ниже.

На передовых авторынках уже есть примеры успешных дилерских компаний, которые предоставляют полный опыт онлайн продаж автомобилей. Например, Carvana позволяет клиентам полный онлайн цикл покупки автомобилей с пробегом. Также появляются модели покупки новых автомобилей онлайн. Включая Агентские модели продаж и прямые продажи от автопроизводителей. Несмотря на турбулентное развитие и некоторые сложности внедрения, большинство экспертов сходятся на мнении, что Агентские модели продаж – это будущее авторитейла.

Ассоциация РОАД выступила “за введение запрета прямых (в том числе «онлайн») продаж автомобилей населению непосредственно производителями/дистрибьюторами.” При этом была сделана ссылка на то, что: “Меры по ограничению прямых продаж автомобилей населению со стороны автопроизводителей широко применяются в мировой практике. В США, например, во многих штатах действует запрет на прямые продажи автомобилей населению автопроизводителями (Michigan Vehicle Code, Section 445.1574; Texas Occupations Code, Title 14, Chapter 2301)”.

В США существует совершенно другая юридическая структура авторитейла. Уже около 100 лет, в США существует система автомобильной Франшизы, которая изначально обязывает автопроизводителей продавать автомобили только через сеть Франчайзинговых дилеров. Создателем этой системы был основатель General Motors Уильям С. Дюрант, который изобрёл эту систему в начале XX века.

Соответственно, запрет на прямые продажи США работает в рамках давнего законодательства США по продаже новых автомобилей. При этом, даже в США, есть штаты, где прямые продажи разрешены, или разрешены с определёнными ограничениями. Дополнительно необходимо отметить, что в множестве штатов, на данный момент, проводятся законодательные инициативы, которые постепенно меняют ситуацию в пользу прямых продаж, особенно в сфере продаж электромобилей. Более подробно с ситуацией о прямых продажах в США, включая “за” и “против”, а также со списком штатов по текущему статусу разрешения или запрета прямых продаж можно ознакомиться по ссылке.

В России системы автомобильной Франшизы не существует и, в данном случае, сравнение с США не совсем уместно.

Судя по мгновенной реакции СМИ на инициативу РОАД, предложение запрета онлайн продаж было воспринято, как “ещё одно доказательство” того, что в текущих высоких ценах на автомобили виноваты именно дилеры. Что СМИ успешно и раздули. Вероятно, более правильно было бы изначально предложить “норму в 5% онлайн-продажах на всех участников рынка”, как изначальное решение, а не как альтернативу.

Значит ли это, что аргументы РОАД [за введение запрета] были неверные? Абсолютно не значит! Все аргументы РОАД были верные, и про конкуренцию, и про защиту бизнеса и про сохранение рабочих мест.

Значит ли это, что нет смысла учитывать передовой опыт авторынка США? Абсолютно не значит! При этом необходимо иметь не поверхностное, а глубокое понимание авторынка США. Сославшись на регуляторные Акты, которые запрещают прямые продажи в штатах Техас и Мичиган, не были упомянуты десятки (если не сотни) параграфов в этих же самых регуляторных Актах, которые надёжно защищают автодилеров и потребителей, в рамках системы автомобильной Франшизы США. Другими словами – в США играют роль все те же весомые аргументы, что и представил РОАД, но, не с точки зрения запрета прямых продаж, а с точки зрения других Законов об автомобильной Франшизе. То есть Законов, регулирующих отношения между всеми участниками авторынка.

А в России Законы, регулирующие отношения между участниками авторынка, практически отсутствуют. Без принятия этих законов развития авторынка России проблематично.

Ниже указаны самые критически важные из этих Законов и регуляторных Актов.

1. “Новый автомобиль” – в России нет чёткого определения, что такое “новый автомобиль”, соответственно изначально нет возможности эффективно регулировать рынок.

2. “Законодательный ландшафт автобизнеса России” – полноценная статья автора, со ссылками на дополнительные публикации по каждому из краеугольных Законов, необходимых для развития авторынка России.

Авторынок России имеет огромные нереализованные возможности. При этом, авторынок [особенно такой большой страны как Россия] – это непростой механизм и для его развития требуются знания и опыт.

Прежде всего необходимо полностью осознать – старого рынка уже нет. А новый нам ещё предстоит построить.

А у нас, как в Золотом Телёнке — щекотливое положение дел на 1-й Черноморской кинофабрике, где немое кино уже не работало ввиду наступления эры звукового кино, а звуковое ещё не работало по причине организационных неполадок, связанных с ликвидацией эры немого кино.

Автор: Сергей Наумовский

Вконтакте

Linkedin

Короче, дилер, поделись новостью
О нас
Режим работы
Copyright © ООО «Короче, дилер» 2025